Главная > Тюнинг механической части > Постройка двигателяПостройка двигателяВарианты двигателей и их мощностьБазовый 1.8 Zetec имеет мощность 115л.с. в стандартном оснащении. Двигатель автомобиля Fiesta RS1800i имеет мощность уже 130л.с., при том-же объеме 1,8 литра, но с другими распредвалами. Распредвалы взаимозаменяемые, поэтому мощность со 115л.с. до 130л.с. поднимается простой заменой распредвалов. Стандартный двигатель 2,0 имеет мощность около 135л.с. но гораздо более доступен. В августе 1997 года Ford повысил характеристики Zetec с начала выпуска в 1992году. Старые двигатели были известны, как ST (Silver Tops - серебристый верх), благодаря алюминиевой клапанной крышке. Поздней, двигатели стали называть BT (Black Tops - черный верх) из-за черного цвета клапанной крышки. Маслянный картер ВТ состоял из 2х частей, в то время, как ST имел цельный картер. Самые значительные изменения конструкции коснулись передней части двигателя. На ST устанавливалась стандартный водяной насос, который привинчен к блоку двигателя, на ВТ ставилась помпа картриджного типа, которая привинчивалась к собственному корпусу, установленному на блоке двигателя. Все варианты двигателей с 1996 года имели совмещенный с выжимным подшипником гидравлический цилиндр сцепления. Zetec весит 115кг. ST-170Двигатель Focus ST170 имел логотип Duratec на клапанной крышке и сильно отличался от своих собратьев. Департамент маркетинга Ford решили, что их топовая спортивная модель не может иметь двигатель старой конструкции и стали искать замену двигателю серии Zetec. Двигатели Duratec имели полностью алюминиевую конструкцию, цепной привод механизма газораспределения, впускные и выпускные окна с противоположных, чем на Zetec, сторонах головки блока. Двигатель ST170 имел упрочненную конструкцию подшипников коленвала и регулируемый по углу впускной распредвал. Блок, коленвал и болты его крепленияПричина столь высокой "живучести" и надежности двигателей серии Zetec в том, что он был построен по стандартам, которых просто не существовало за последние 20 лет.Допуски, материалы, обработка, сборка - все стандарты были обновлены до наивысочайших. Нередко встречаются двигатели с пробегом за 170 тысяч км, и на стенках цилиндров все еще видны следы хона. Если вы нашли двигатель с сильно изношенными коренными подшипниками или цилиндрами - не стоит пытаться его ремонтировать. Двигатель был разработан совместно с компанией Yamaha и тонкий процесс расточки/хонингования очень трудно повторить. Но все же это возможно, только лишено всякого смысла, когда можно купить новый ремкомплект блока цилиндров (т.н. "Short block" - короткий блок) за деньги, гораздо более меньшие, чем качественный ремонт. Восстановление старого блока имеет смысл, когда вы собираетесь одновременно увеличить рабочий объем до 2,1 литра. Для этого подойдут поршни от Opel. Шатуны Zetec спокойно выдерживают 7000об./мин. со стандартными болтами, а при использовании болтов ARP и 7400об./мин. - не проблемма. Это, пожалуй, предел, для стандартного двигателя. Если вы хотите построить двигатель свыше 200л.с. - вам потребуются кованые поршни и стальные болты для безопасного использования столь высокой мощности. Генератор и стартерДвигатели серии Zetec, как правило оснащались генераторами мощностью 60 или 70 ампер, для удовлетворения "прожорливой" электрической системы современных автомобилей с электропакетом и кондиционером/автоматическим климат-контролем. Дополнительно нагружают электросеть автомобиля всевозможные активаторы, системы снижения токсичности и электрическая дроссельная заслонка. Тем не менее, если вам не нужно столько тока - его всегда можно заменить на менее мощный, например, Lucas или Brise. Стартер довольно прост. Подходит так-же стартеры от моторов Ford CVH (Lucas LRS707, например). Головка блока и распредвалыКак и многие современные четырехклапанные головки, алюминиевая головка блока Zetec, готова к установке прямо из коробки. Она имеет хорошую конструкцию, которая позволяет ей показывать хорошую кривую крутящего момента, но это не означает, что ее невозможно улучшить. Полировка каналов головки оптимизирует потоки, также есть возможность установки увеличенных клапанов, если вы планируете более 200л.с. Стандартная головка блока (на 2,0 литра) с 4х дроссельным впуском и настроенным зажиганием выдает между 160 - 170л.с. Полировка каналов и замена стандартных распредвалов на 285°, дает порядка 200л.с. С увеличенными клапанами можно выжать 220л.с. Потребуются разрезные шкивы распредвалов, для наилучшего результата. Масляный поддонОчень часто, при установке двигателей серии Zetec на заднеприводные автомобили, используют стандартный масляный картер от 1,8. На обычных дорожных машинах все работает замечательно. Но если вы планируете строить автомобиль для гонок или трека - вам понадобится поддон, измененный с учетом заднеприводной компоновки. Они доступны (вместе со щупом и трубкой щупа) у разных поставщиков. Не старайтесь поставить поддон со слишком большим объемом масла. Для нормальной работы Zetec, температура масла должна быть около 100°C, именно поэтому стандартный поддон имеет запас всего 3,8 литра масла. Если температура масла падает ниже этого - двигатель начинает изнашиваться быстрей. Для двигателей серии Zetec необходимо использовать масло не ниже 5W30, иначе при запуске страдают гидрокомпенсаторы. Физические размерыКакие в действительности размеры у Zetec? Вы вероятно будете удивлены, но он не очень большой.
Водяная помпаВы должны учесть, что помпа на Mondeo 2.0 Zetec с поликлиновым ремнем вращается в противоположную сторону, чем на Escort. Веншне - помпы идентичные, но внутри, лопасти насоса имеют зеркально-противоположный вид. Это значит, что охлаждающая жидкость по системе циркулирует в том-же направлении, но насосы на Mondeo и на Escort вращаются в противоположных направлениях. Учитывайте это при замене насоса. Еще один отличительный признак - выходная труба насоса. На Mondeo расположена под углом, а на Escort - идет ровно. Производительность насосов - одинаковая. Ниже наглядно проиллюстрировано, чем водяной насос Mondeo отличается от насоса Escort. На схемах: А - генератор, W - водяной насос, С - коленвал. Mondeo 2.0 Zetec:Escort: Замена воздушного фильтраКорпуса автомобильных воздушных фильтров сконструированы так, чтобы удовлетворять многим требованиям, среди которых для нас важны 2: подавать в двигатель холодный,очищеный воздух и снижать уровень шума на впуске. Воздух проходит через фильтр, многочисленные шланги, многократно меняя направление течения, прежде чем попасть в цилиндры двигателя. По пути он завихряется, тем самым снижая скорость движения и, соответственно, шум. При этом двигатель "душится", но этим предпочитают пренебречь, для снижения шума. Турбированные двигатели менее критичны к форме и размеру корпуса воздушного фильтра. А ведь оптимизировав впуск можно добиться прибавки 5%-15% мощности и кардинально улучшить приемистость. Правда автомобиль станет чуть шумней, но если вы решили улучшать мощностные показатели своего автомобиля - значит для вас вопрос шума не на первом месте. Для облегчения прохождения воздуха в цилиндры используется, в числе прочих, и фильтр пониженного (или "нулевого") сопротивления. Как правило, наборы есть на любые автомобили, и ставятся они за 15 минут. Для двигателей серии Zetec я использую фильтры американской фирмы KKM (Kurts Kustomz Motorsports) потому, что, в отличии от K&N, фирма специализируется на продукции для моторов Ford, сделаны более качественно, имеют большую, чем у K&N, фильтрующую поверхность, больший коэффициент очистки, реже требуют очистки (каждые 15-30 тыс миль, в зависимости от местности эксплуатации), да и выглядят солидней. Замена болтов шатунных подшипниковЗамена шатунных болтов обязательна, если вы собираетесь эксплуатировать Zetec на максимальных оборотах в режиме гонок, и не представляет особых сложностей. Для этой операции понадобятся новые спортивные болты (я использую ARP) и новая прокладка масляного поддона. Далее - все просто. Сливаем масло, снимаем маслозаборник и маслоотражательный щиток и по-очереди меняем все 8 болтов коренных головок шатунов. Очень важно затянуть их правильным моментом, в соответствии со спецификацией, так как шатуны - самая нагруженная часть двигателя. Собираем все в обратной последовательности. Замена распредвалов и установка разрезных шестерен привода распредваловСо стандартными распредвалами мощность 2,0 литрового Zetec составляет 165л.с. Я решил поднять отдачу мотора путем установки пары новых распредвалов. для этого я использовал распредвалы BP270BH британской фирмы Piper Cams. Они не требуют каких-либо доработок головки блока и поршней. Однако позволяют получить прибавку мощности примерно 16л.с. по сравнению со стандартным вариантом.
Еще порядка 4л.с. можно получить заменив шестерни привода распредвалов на разрезные. Дело в том, что современные двигатели, к которым, безусловно, относится и Zetec, настроены на работу преимущественно на средних оборотах. На высоких оборотах времени открытия клапанов нехватает. Разрезные шестерни позволяют "расширить" фазы впуска/выпуска для повышения отдачи мотора на высоких оборотах, правда за счет некоторого снижения равномерности работы на холостых оборотах. Разрезные шестерни Piper Cams позволяют производить тонкую настройку фаз газораспределения с точностью до 1/10° в пределах +/-10° относительно ВМТ (верхней мертвой точки). Это может показаться мало, но на высоких скоростях вращения коленвала этого более чем достаточно. Дополнительно вам понадобятся новые болты шестерен распредвалов F7111447 (бывает ломаются при попытке отвернуть), и новые сальники распредвалов F1067029 (обидно будет потом разбирать мотор из-за потекших сальников). Назад |